«BAU100HAUS» — это фестиваль посвященный 100-летию Баухауса, одного из самых заметных явлений в истории дизайна и архитектуры XX века. Программа фестиваля для детей и взрослых изучает влияние Баухауса на архитектурную и художественную жизнь различных стран на примере Германии, Израиля и Венгрии.
В рамках дневной детской программы состоится увлекательное путешествие в мир геометрии и вселенную «Полиуниверсум».
На фестивале выступят также ведущие российские, немецкие, венгерские и израильские лекторы. Завершит вечер аудио-визуальный концерт в духе конструктивизма от группы Vazul & Huba. Гостей фестиваля также ждут интерактивные фотопроекты и путешествие в гастрономию «нового видения».
Мероприятие пройдет в рамках выставки «Гео-метрия в культуре XX-XXI веков. К столетию Баухауса». Фестиваль организован Венгерским культурным центром в Москве, Гёте Институтом, ГЦСИ и культурно-образовательным проектом «Эшколот» при поддержке фонда «Генезис».
Программа фестиваля:
Янош Саксон-Сас (Венгрия)
Игра Poly-Universe («Полиуниверсум») и методология PUSE представляют собой комплекс занятий для развития геометрических навыков. Автором этой увлекательной логической игры, ставшей частью школьного образования ряда европейских и азиатских стран, является художник-изобретатель Янош Саксон-Сас. Исследование геометрических форм, алгоритмов и комбинаторики различных цветов является отличным пособием для образования в сфере математики, геометрии, логики, искусства и т.д. Открыватели «Полиуниверсума» одновременно решают логические задачи и становятся вольными художниками. Если бы школа Баухауса существовала и по сей день, то игра «Полиуниверсум» наверняка стала бы одним из столпов его системы образования.
Занятия для детей ведут:
Жужа Дардаи — арт-критик, главный куратор PUSE;
Янош Саксон-Сас — художник/изобретатель.
Янош Саксон-Сас работает в области концептуального и интеллектуального искусства. Он обращается к визуальной философии Малевича, к его миру без объекта, к идее чистого восприятия. Его инсталляции собраны из накладывающихся друг на друга частей, на которые закрепляется объект. В результате вся композиция становится завершенным художественным высказыванием.
Томас Флирль (Германия)
Томас Флирль. Родился в Берлине (ГДР) в 1957 году. С 1976 по 1981 годы изучал философию и эстетику в Университете им. Гумбольдта в Берлине, с 1981 по 1984 годы учился там в аспирантуре, в 1984 году работал там же научным ассистентом. «Делегирование в культурно-политической практике», т.е. вынужденный перерыв в научной деятельности в университете из-за публичной критики сноса здания газгольдера в берлинском районе Пренцлауэр-Берг, имевшего статус архитектурного памятника. В 1985 году защитил кандидатскую диссертацию. С 1986 по 2006 годы работал в сфере культуры и политики, в том числе: руководителем культурного управления района Пренцлауэр-Берг (1990-1996), в совете по строительству района Берлин-Митте (1998-2000), сенатором по науке, исследованиям и культуре в Берлине (2002-2006). С 2006 года работает как фрилансер — культуролог, историк архитектуры и публицист.
(лекция пройдет на немецком языке с последовательным переводом на русский)
Андраш Феркаи (Венгрия)
В веймарской школе Баухауcа встретились трое молодых венгерских художников. Получивший образование в Мюнхене Альфред Форбат устроился на работу в офисе Вальтера Гропиуса в 1920 году, в тот же год Марсель Брёйер и годом позже Ференц Мольнар также стали учениками веймарской школы. Эти трое сыграли важную роль в революции конструктивизма 1922-23 гг., а их имена связаны с эмблематическими событиями в области искусства и архитектуры. Из нашей лекции вы узнаете, каким образом венгры смогли применить в своих работах принципы Баухауза, инженерно-проектное мышление и знания, полученные в Веймаре.
Брёйер и Форбат работали в четырех странах, в итоге один из них реализовал свои идеи в США, а другой работал в Швеции вплоть до 70-х годов. Мольнар же вернулся на родину, где боролся за идеалы новой архитектуры в атмосфере неприятия современного искусства.
Их профессиональный путь как нельзя лучше демонстрирует то, как менялись мечты и видение художника под влиянием различных общественно-политических институтов и человеческого фактора.
Андраш Феркаи (Ferkai András). После окончания архитектурного факультета Будапештского университета технических и экономических наук стал редактором журнала, историком архитектура и преподавателем. Сейчас работает профессором Университета искусств и дизайна им. Мохой-Надя (Moholy-Nagy University of Arts and Design). Область его исследований архитектура Венгрии и Центральной Европы ХХ века. Поле его деятельности охватывает изучение топографии и эстетики архитектурного и культурного наследия ХХ века. С 1996 по 2002 гг. был членом комиссии Docomomo ISC/Register, в 1998 г. приглашенным лектором Канадского Центра Архитектуры (CCA) в Монреале.
(лекция пройдет на венгерском языке с последовательным переводом на русский)
Яэль Алвайль (Израиль)
Генеральный план развития Тель-Авива, ставшего объектом мирового наследия ЮНЕСКО, был единственным планом Геддеса, который удалось полностью реализовать. Лекция историка архитектуры Яэль Алвайль, основанная на изучении архива Геддеса, показывает, что имплицитными адресатами плана Геддеса были работницы и их дети. Именно для работающих женщин и их семей создавались новые принципы городской жизни. Сопоставление архивных документов и реальных построек подтверждает, что генеральный план 1925 года действительно нашел отклик в рабочей среде, особенно среди женщин, ставших ключевыми агентами создания полуавтономных рабочих микрорайонов на окраинах Тель-Авива. Среди женщин-активистов городского планирования была и Паула Бен-Гурион — жена первого премьер-министра Израиля.
Яэль Алвайль (Yael Allweil). Архитектор, историк архитектуры, доцент факультета архитектуры и урбанистики Израильского технологического института (Хайфа). Сфера научных интересов: жилищная политика национальных государств, начиная с XVIII века, сегрегация и секториализация городских пространств. В 2011 году получила докторскую степень по истории архитектуры в Университете Беркли (Калифорния). Среди последних публикаций — книга Homeland: Zionism as Housing Regime 1860-2011 (Routledge, 2017).
(на английском языке с последовательным переводом на русский)
Концерт венгерского дуэта Vazul & Huba из Берлина исследует музыкальное наследие и влияние конструктивизма, ориентированного на развитие абстрактных форм в музыке. Тандем Вазула Манди и Хубы Раткоци находится вне любых жанровых категорий, на стыке рока, блюза, джаза и электро-акустических экспериментов. Их живые выступления сопровождает визуальный ряд в стиле «нового видения» от виджея Винце Варги.
6+
Вход на мероприятие свободный, по регистрации.