Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
6 декабря мы продолжаем цикл лекций исследовательницы Марии Штейнман в ГЦСИ на Зоологической в рамках образовательной программы «текст/ text» — в этот раз будем говорить об архетипе дракона в литературе и культуре.
Образ дракона подразумевает множество трактовок. Он пронизывает не только западную, но и восточную культуру. Он проявляется в мифах, сказках, былинах, рыцарских романах. Без дракона невозможен жанр фэнтези — и об этом писал Дж.Р.Р. Толкин в своем эссе «О волшебных историях». Но есть и обратная сторона медали. Дракон занимает одно из ключевых мест в системе архетипов юнгианской психологии. Только с ее помощью можно найти ответ на вопрос, почему Дейенерис Таргариен обретает драконьи крылья.
Мы обязательно рассмотрим образ дракона в англо-саксонском эпосе «Беовульф» и его сходство и отличие от Смауга в «Хоббите» (недаром Толкин написал эссе «Чудовища и критики»). Конечно, вспомним о драконах в «Сильмариллионе». Мы проследим дальнейшее развитие этого образа в жанре фэнтези — и обязательно вспомним драконов в саге «Волшебник Земноморья» Урсулы Ле Гуин. Мы увидим, как трансформируется этот образ в жанре аниме — и прежде всего, в творчестве Хаяо Миядзаки и его сына Горо Миядзаки (именно он создал аниме «Сказания Земноморья» по книге У. Ле Гуин). Наконец, мы попытаемся ответить на вопрос, почему Джоан Роулинг сознательно недооценивает драконов — и как это связано с основным конфликтом в «Гарри Поттере».
Лектор: Мария Штейнман — исследователь жанра фэнтези и современных социокультурных коммуникаций, профессор департамента общей и прикладной филологии НИУ ВШЭ. Автор статей и открытых лекций на ресурсе «Постнаука», а также образовательного видеоблога Creative Space на YouTube.
Образовательная программа «текст/ text» — это попытка переосмысления роли текста в современной культуре и трансформации нарратива как смысловой коммуникационной составляющей. Мультиформатность мероприятий проекта позволит раскрыть различные способы работы с текстом, а практическая составляющая проекта позволит участникам создать совместный мета-текст, который определит образ новых лингвистических структур.
Куратор программы «текст/ text»: Ольга Ремнёва — специалист по art&science, независимый куратор, со-куратор платформы TECHNE, заместитель начальника отдела художественных и междисциплинарных программ РОСИЗО-ГЦСИ (2017-2019). Координатор программы — Вера Ерощенкова.
6+
Вход свободный, по регистрации.