• 26 января 2018, пятница
  • Москва, Зоологическая, 13с2

TECHNE. Open Lab — ::vtol:: — 12 262 (Кольская сверхглубокая)

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Другие события организатора

Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
2280 дней назад
26 января 2018 c 20:00 до 21:30
Москва
Зоологическая, 13с2

26 января::vtol:: представит свою новую работу, созданную в рамках проекта Open Lab на выставке «TECHNE. Пролог».

Мультимедийная инсталляция 12 262 (Кольская сверхглубокая) представляет собой посвящение легендарному советскому проекту СГ-3 — Кольской Сверхглубокой Скважине, которая располагается в нескольких десятках километров от города Заполярный, в Мурманской области. На момент развала СССР эта исключительно научно-исследовательская скважина была самой глубокой в мире: ее глубина достигла 12262 м. После прекращения работ, как и многие другие колоссальные проекты того времени, скважина была заброшена и разграблена, а ее руины стали труднодоступным местом паломничества редких туристов. 

Но даже когда скважина оставалась действующей, она и всё, что на ней происходило, было окутано множеством легенд, тайн и вымыслов. Кто-то предполагал, что скважина — это часть проекта сейсмического оружия особой разрушительной силы, другие считали, что Советский Союз хочет досверлить до ада. В 90-е годы в сети даже появилась аудио-запись, якобы сделанная на скважине, со звуками, походившими на саундтрек к фильму ужасов. В действительности же на скважине и правда проводились множественные акустические исследования: колебания земли и распространения волн интересовали учёных не меньше геологии. Это одна из главных причин, почему звук — основной элемент этого произведения.

Несколько лет назад автору инсталляции удалось побывать на скважине, и среди разбитых лаборатории в ржавой воде он нашёл рулон перфоленты от одной из вычислительных машин, располагавшихся на научной станции. Этот рулон стал отправной точкой в создании данной работы. 

Проект представляет собой звуковую инсталляцию, в реальном времени использующую данные, расшифрованные с компьютерной перфоленты. При этом совершенно неизвестно, что именно записано на ленте: это может быть запись данных об исследованиях, программа управления оборудованием, отчёт о проделанной научной работе. Сегодня найти подходящие современным компьютерам системы чтения перфолент невозможно — для этой работы была разработана цифровая оптическая система, которая способна как в очень быстром, так и в предельно медленном темпе прочитывать закодированную информацию. Несмотря на то, что перфоленты активно использовались еще буквально 25-35 лет назад, сейчас подобные манипуляции являются медиаархеологическими исследованиями. Кроме того, перфоленты компьютеров похожи на перфоленты для механических фортепьяно начала ХХ века или музыкальных шкатулок, что послужило дополнительным стимулом для конвертации этих данных в звук. 

Постепенно расшифровывая ленту, главный контроллер инсталляции по специально алгоритму отдаёт команды пяти кинетическим звуковым генераторам, которые представляют собой миниатюрные буровые механизмы. Получив команду, каждый из буров начинает сверлить небольшие образцы породы из скважины. За все время работы научной станции из нее было извлечено множество тонн кернов — образцов породы, использовавшихся для исследований. На протяжении нескольких лет автор инсталляции выкупал на аукционах и у коллекционеров эти образцы, ставшие после закрытия станции, добычей для любителей геологии. Звук бурения небольших осколков, отколовшихся от подобных кернов, усиливается, обрабатывается и становится основной для бесконечной звуковой композиции, создаваемой объектом. Можно сказать, что вся инсталляция — своеобразная модель буровой установки, художественное произведение, объединяющие в себе медиаархеологию и геологию, кинетическое искусство и мифы разрушившейся империи, звук механизмов и мрак больших глубин.


Куратор проекта Open Lab — Наталья Фукс — искусствовед, исследователь новых медиа, международный куратор. Занималась развитием Медиа Форума ММКФ и ярмарки современного искусства VIENNAFAIR в 2009–2013 гг. В 2013-2016гг. куратор Политехнического музея в Москве: помимо выставок («Лаборатория Земля» совместно с Ars Electronica, «О происхождении нового» совместно с МСИ «Гараж» и др.) курировала программу «Polytech.Science.Art: Наука.Искусство.Технологии». Среди последних международных проектов — выставка технологического искусства Open Codes в немецком ZKM Center for Art and Media (совместно с Петером Вайбелем). С 2017 года куратор, руководитель сектора мультимедийных программ и заместитель директора Дирекции Государственного Центра Современного Искусства. http://artypical.com/

 

ГЦСИ, Большой зал. Начало в 20.00.

Подробнее: www.techne.rosizo.ru

 

«TECHNE. Пролог» — первое событие выставочной платформы TECHNE, стратегического проекта РОСИЗО-ГЦСИ, посвященного инновационным и технологическим практикам в современном искусстве. Основная идея проекта — это живая интеграция понятия «технологическое искусство» в современный культурный контекст и непрерывное создание новых произведений. Куратор выставочной платформы TECHNE — Наталья Фукс, сокуратор — Антонио Джеуза, продюсер — Дмитрий Знаменский.

 

Регистрация

Рекомендуемые события

Организуете события? Обратите внимание на TimePad!

Профессиональная билетная система, статистика продаж 24/7, выгрузка списков участников, встроенные инструменты продвижения, личный кабинет для самостоятельного управления и еще много чего интересного.

Узнать больше