Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Лекция в рамках курса «О главном в современном искусстве». По средам с 21 ноября по 19 декабря пройдет цикл мероприятий по истории мирового кино: культовые режиссёры, знаковые фильмы, важнейшие культурные события ХХ-ХХI вв. — все это и многое другое обсудим через призму гендерного подхода к анализу кинематографа.
Трансформацию женской гендерной роли в отечественном кинематографе от патриархальной до феминистской можно проследить через образ проститутки.
Впервые он появляется на киноэкране в 10-х гг. и изменяется в зависимости от политической ситуации в стране: исчезает и вновь возвращается, обретая новое смысловое звучание. До революции через него транслируются проблемы социальной несправедливости в обществе. В 20-е гг., с приходом к власти большевиков, проституция начинает восприниматься как разрушительное наследие царского режима, которое подлежит искоренению, а идеологически чуждые работницы этой сферы услуг — «перековке». В 30-е гг. оно записывается во враждебное советскому обществу явление, и на долгие годы исчезает из кинодискурса. На советские экраны образ проститутки вернется в период «оттепели», но концептуальную перекодировку получит только с развалом СССР, когда в ряду других маргинальных явлений приобретёт значение вызова тоталитарной системе.
Исходя из контекста развития данного образа, на встрече 21 ноября проследим, какие идеи стоят за его востребованностью современным российским кинематографом.
Понятие репрезентации является базовым для парадигмы «гендерных культурных исследований», поэтому вместо объединения героинь в произведении под единым статичным понятием «женского образа», мы обратимся к рассмотрению женщины как образа динамического. Это позволит, исходя из понимания «духа времени» (нем. Zeitgeist), понять, какие идеи скрываются за характером конкретных героинь.
Новая репрезентация женских персонажей в произведении всегда свидетельствовала о важнейших изменениях в сознании той или иной эпохи. Именно эти образы становятся ключевыми для определения характера времени и исторического сознания, они маркируют перемены,происходящие в социально-общественном мироустройстве. Гендерный подход расширит смысловое поле и позволит по-новому взглянуть на, казалось бы, хорошо известные периоды кинематографа и фильмы.
Лектор: Светлана Смагина — киновед, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник НИИ киноискусства-ВГИК, старший преподаватель кафедры киноведения ВГИК.
Все подробности о курсе по ссылке.