Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Лекция в рамках курса «О главном в современном искусстве». По средам с 21 ноября по 19 декабря пройдет цикл мероприятий по истории мирового кино: культовые режиссёры, знаковые фильмы, важнейшие культурные события ХХ-ХХI вв. — все это и многое другое обсудим через призму гендерного подхода к анализу кинематографа.
В 1956 г. выходит фильм Р. Вадима «И Бог создал женщину», в котором впервые в послевоенном европейском кинематографе заявляется тема женской эмансипации. Эту картину позднее Ф. Трюффо назовет «документальным фильмом о «женщине, олицетворяющей [свое] поколение», приравнивая образ героини, созданный на экране Брижит Бордо с бунтарскими образами Джеймса Дина в американском кино.
Из-за своей откровенности фильм вызвал тогда скандал, но буквально через несколько лет французский кинематограф захлестнет «новая волна», которая начнет разрушать старую мораль и заявит о приходе нового революционного поколения. Эпоха «новой волны» совпадает с подъёмом феминистских настроений в Европе.
И как в XIX веке появились «новые француженки» Золя, Мопассана, Бальзака, Флобера, Ж. Санд, так в конце 50-х гг. ХХ века появляются «новые француженки» Ф. Трюффо, Ж.-Л. Годара, Л. Малля, К. Шаброля, А. Варда и др. — раскрепощенные, эмансипированные, «живущие своей жизнью». О героинях, заставивших весь мир обернуться и с восхищением взглянуть на них, расскажет 5 декабря расскажет киновед Светлана Смагина.
Понятие репрезентации является базовым для парадигмы «гендерных культурных исследований», поэтому вместо объединения героинь в произведении под единым статичным понятием «женского образа», мы обратимся к рассмотрению женщины как образа динамического. Это позволит, исходя из понимания «духа времени» (нем. Zeitgeist), понять, какие идеи скрываются за характером конкретных героинь.
Новая репрезентация женских персонажей в произведении всегда свидетельствовала о важнейших изменениях в сознании той или иной эпохи. Именно эти образы становятся ключевыми для определения характера времени и исторического сознания, они маркируют перемены, происходящие в социально-общественном мироустройстве. Гендерный подход расширит смысловое поле и позволит по-новому взглянуть на, казалось бы, хорошо известные периоды кинематографа и фильмы.
Лектор: Светлана Смагина — киновед, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник НИИ киноискусства-ВГИК, старший преподаватель кафедры киноведения ВГИК.
Все подробности о курсе по ссылке.